Детский сад № 78

Роль игры в адаптационный период

20 мая [пн]

 Мастер-класс «Роль игры в адаптационный период»

Цель мастер-класса: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи мастер-класса:

· формировать эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю;

· научить ребенка играть вместе с другими детьми;

· снять эмоциональное напряжение.

План проведения мастер-класса:

1. Представление технологии.

2. Проведение имитационной игры.

3. Совместное моделирование.

4. Рефлексия.

1. Представление технологии.

Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых. У ребёнка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.

Дети раннего возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребёнка важно донести то, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а ещё большему научится с помощью взрослых. Ребенок дома играет в основном один.

– Чему может научить взрослый? Да. Главное, что может сделать взрослый, – это научить его играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнёра, заражают его эмоциями и настроениям.

Я применяю в своей работе следующие приемы:

· Подвижная игра (эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.).

· Игры-забавы (имитация движений, звуков стимулирует создание образовательных представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения).

· Развитие кистей рук и пальцев (развивается зрительно-двигательная координация.)

2. Проведение имитационной игры.

b651fd27785592519eeff56bffef8677.jpgundefinedc3a20474adf9539d46459c0fef2c4aeb.jpg

Уважаемые коллеги, я порошу вас побыть в роли детей раннего дошкольного возраста.

Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», – говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

– Когда дети уже с удовольствием включались в игру, на  остановках мы встречаем разных  животных и имитируем их, или мы вместе с куклой и мишкой пляшем. Потом садимся в поезд и отправляемся в детский сад. Приведенная игра одобряет робкого и развеселит плачущего, вновь пришедшего ребенка. А так же успокаивает слишком расшалившегося ребенка.

Малышей сделают друзьями игры, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны детям раннего возраста. Важно, чтобы ведущий мог организовать, увлечь, эмоционально заразить весельем вновь пришедших детей. Не беда, если не все дети сразу включаются в процесс, как показывает практика, очень скоро все занимаются с интересом без исключения.

 

3. Совместное моделирование.

Уважаемые коллеги, я показала несколько приемов игры для формирования эмоционального контакта, доверия  детей к воспитателю, коллективной игры, снятия эмоционального напряжения.

Перед вами описание игр. Вы должны выбрать те игры, которые относятся к играм  в адаптационный период для детей от 1,5-3 лет. Почему вы так считаете?

 

4. Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии, укажите соответствующую цифру, оставьте свои комментарии.

Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полета!
Все это – дивное явленье –
Урок, рожденный вдохновеньем!

Благодарю за сотрудничество! Творческих успехов!


Занятие №  1

БОЖЬЯ КОРОВКА

Задачи:

- развитие умения действовать соответственно правилам игры;

- развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

- развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);

- развитие внимания, речи и воображения.

МАТЕРИАЛЫ: игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.;

Черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой;

Лист с изображением божей коровки ( для каждого ребенка).

Ход занятия

· Приветствие

· Психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит: -К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней. ( во время рисования пальцами необходимо использовать специальные краски для пальцеграфии или добавлять в гуашь зубную пасту, чтобы краска не впитывалась в кожу и легко смывалась)

· Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

· Психолог предлагает определить цвет, форму, величину игрушки, затем вместе с детьми считает очки на сцинке божьей коровки. (если дети затрудняются то психолог сам определяет цвет, размер и т.д.)

· Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!

· Психолог , делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно, Дети повторяют показанные движения.

· Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.

· Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.

· Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки. раскрытые ладони Дети вслед за психологом соединяют, представляя, что держат воображаемого жучка.

· Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

· Божья коровка Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого!

Ритмично покачивают ладонями, Делают взмахи перекрещенными кистями рук, Машут кистями рук на себя, Ритмично хлопают в ладоши, Грозят указательным пальцем. (Как правило, на первом занятии многие дети не способны повторить некоторые движения за взрослыми (скрестить кисти рук, погрозить указательным пальцем), в этом случае мамы, воспитатель, психолог сажают малышей к себе на колени и поддерживая их ладони, делают вместе с ними вышеописанные движения).

· Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки. (Обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А»).

· Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.  Дети делают несколько глубоки вздохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки. ( на начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У»).

· А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок. Мы вокруг себя покружились. И в божьих коровок превратились. Божьи коровки, покажите мне ваши головки, носики, ротики, Ручки-крылышки ножки, животики. (кружатся, показывают названные части тела).

· Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам. Дети встают на четвереньки и ползают по полу.

· Подул злой холодный ветер, перевернул жучков. Дети переворачиваются на спину, шелестят расслабленными ногами и руками. (психолог наблюдает у кого-то из детей напряжение, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ребенку снять излишнее напряжение).

· Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам. Дети снова встают на четвереньки и ползают.

Игра повторяется 2-3 раза.

· Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели. Дети изображая полет божьих коровок ,медленно бегают, плавно машут руками , жужжат.

· Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! Дети бегут в обьятия к психологу, воспитателю.(родителю). Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине ( большие и маленькие машинки, матрешки и т.п.) и говорит:

· Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки. Дети выполняют задание.

· Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая. Дети вслед  за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. (при необходимости взрослые могут взять детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения.

· Дети садятся за столы. Психолог раздает краски и листы с изображением божьих коровок

· Теперь нарисуем черные точки на спинках божьих коровок.

Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную гуашь и закрашивают круги на спинках божьих коровок. Дети и взросле вспоминают, какиеигры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось. Психолог говорит:

· Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора попрощаться. До свидания!

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.